Военно-патриотическое воспитание

Память и боль белорусской земли

«Великая Отечественная война оставила белорусскому народу тяжелое наследие – память о страшных трагедиях людей, ставших свидетелями и жертвами чудовищных преступлений фашизма.
Мы никогда не смиримся с ужасом родителей, на глазах у которых умирали дети. Нам никогда не забыть страх и беспомощность ребенка, ищущего защиты у взрослого и не понимающего, за что отнимают у него жизнь. Нам не простить горя отца, выжившего, но потерявшего своего сына, и слез мальчика, нашедшего спасение под телом убитой матери.
Вспоминая Хатынь, мы вспоминаем тысячи зверски уничтоженных деревень. Оплакивая жертв этих ужасных событий, оплакиваем каждого третьего жителя Беларуси, погибшего во время Второй мировой войны. Эта боль навсегда останется в наших сердцах как память о жестоких преступлениях против человечности. И им нет оправдания.
Слишком дорогой ценой досталась свобода родной земли нашему народу. Историческую память о тех страшных годах мы бережно сохраним и передадим детям как иммунитет против любой внешней агрессии и националистической враждебности. Как понимание того, что ничто на свете не стоит отобранной человеческой жизни.
Мы, белорусы, носители генной памяти нечеловеческих страданий народа, выстоявшего в Великой Отечественной войне, говорим всем: «Пусть скорбный звон колоколов Хатыни звучит и предостерегает от повторения страшной трагедии. Пусть их металлический плач донесется до тех уголков Земли, где сегодня забыли о том, что жизнь – это дар свыше, мир – самая большая ценность.
Мы должны это помнить всегда!»

Из обращения Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко к соотечественникам по случаю 75-летия Хатынской трагедии 22 марта 2018 г.


Закон Республики Беларусь "О геноциде белорусского народа"

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ Института истории НАН Беларуси по тематике геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны

Меры, принимаемые органами внутренних дел по противодействию экстремизма и реабилитации нацизма

Меры, принимаемые органами внутренних дел по противодействию экстремизма и реабилитации нацизма

 

Суверенность и независимость - самое высокое и главное достояние любого государства. Именно поэтому предпринимаемые государством меры по пресечению экстремизма и героизации нацизма жизненно важны.

Экстремизм – крайне опасное явление в жизни любого общества. Оно создает угрозу основам конституционного строя, территориальной целостности Республики Беларусь, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни, ведет к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Экстремистскими являются действия, связанные со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию.

Правовую основу деятельности по противодействию экстремизму составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» (далее – Закон), иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь (ч.1 ст.2 Закона).

С момента признания экстремистского Telegram-канала и Telegram-чата экстремистским формированием начинаются вопросы уголовного преследования. Для признания группы лиц экстремистским формированием необязательно, чтобы таковыми ранее объявили материалы на соответствующем ресурсе.

В настоящее время технические возможности позволяют деанонимизировать администраторов и наиболее активных подписчиков экстремистских Telegram-каналов и чатов, нужно всего лишь время. Практически всех можно деанонимизировать, а современные техника и программное обеспечение позволяют это сделать.

С начала 2024 года на территории Брестской области территориальными подразделениями Следственного комитета Республики Беларусь возбуждено 116 уголовных дел, а за аналогичный периоду прошлого года 84 уголовных дел экстремистской направленности, большая часть из которых совершена в глобальной компьютерной сети Интернет, 89 лиц из которых были установлены. Составлено более 268 административных протоколов, за распространение информационной продукции, включенных в республиканский список экстремистских материалов.

 

Справочно:

Статья 3611 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Создание экстремистского формирования либо участие в нем

  1. Создание экстремистского формирования, а равно формирования, деятельность которого направлена на реабилитацию нацизма, либо руководство таким формированием или входящим в него структурным подразделением - наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
  2. Те же деяния, совершенные повторно либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, - наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от шести до десяти лет.
  3. Вхождение лица в состав экстремистского формирования в целях совершения преступления экстремистской направленности (участие в экстремистском формировании) -  наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет.

 

Примечание:

Лицо освобождается от уголовной ответственности по настоящей статье настоящего Кодекса, если оно своевременным сообщением государственным органам или иным образом способствовало выявлению, предотвращению, либо пресечению деяний, отнесенных законодательством к экстремистской деятельности.

 

Молодежь в силу остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, которая наиболее подвержена экстремистским проявлениям, оказывается наиболее доступной для пропаганды радикальных идей.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по двум направлениям – это профилактика и непосредственное выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.

Приоритет в работе по профилактике экстремизма среди молодежи отводится мерам воспитательного и пропагандистского характера.

Чтобы остаться в стороне и не рассматриваться в качестве возможного участника экстремистского формирования, следует отписаться от каналов и обезопасить себя от любых вопросов со стороны правоохранительных органов.

А что же с теми, кто не прислушается к советам? Если в их действиях усмотрят признаки, свидетельствующие о причастности к экстремистской деятельности (при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности), вынесут официальное предупреждение.

Пользователей пригласят в органы внутренних дел, Комитет государственной безопасности или прокуратуры и под роспись предупредят о недопустимости противоправных действий. После чего они окажутся под пристальным контролем и вниманием правоохранителей. И если не покинут ряды экстремистского формирования, появятся основания для проведения доследственной проверки.

 

По информации УВД Брестского облисполкома

 

свернуть

Инструктивно-методическое письмо  по организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию

Инструктивно-методическое письмо

 по организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию

         С целью совершенствования форм и методов патриотического воспитания учащихся с 01.09.2021 в учреждениях общего среднего образования вводится новая должность «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию».

        Руководитель по военно-патриотическому воспитанию принимается на работу приказом директора учреждения образования из числа лиц с правом ношения военной формы, имеющих:

         высшее образование, опыт военной службы в Вооруженных силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь или освоивших программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования;   

         высшее образование и переподготовку по профилям “Педагогика”, “Педагогика. Профессиональное образование” и опыт службы в Вооруженных силах Республики Беларусь, в других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь или освоивших программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования.

        Должностные обязанности и квалификационные требования включены в 28 выпуск Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69.

        Пунктом 12 Общих положений установлено, что на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом учитываются: уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.

        Условия оплаты труда руководителю по военно-патриотическому воспитанию установлены постановлением Министерства образования от 03.06.2019 № 71, продолжительность основного отпуска – постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2020 № 49.

       При организации воспитательной работы руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует руководствоваться следующими документами: Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII), Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., иными нормативными правовыми актами, регламентирующими образовательный процесс.

         Главной задачей руководителя по военно-патриотическому воспитанию является организация и координация военно-патриотического воспитания в учреждении общего среднего образования, направленного на формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также организация взаимодействия со всеми потенциальными субъектами военно-патриотического воспитания.

         Основными направлениями деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию являются:

         организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности;

         проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования;

         осуществление обязательной подготовки допризывников к военной службе во взаимодействии с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр);

         осуществление учета военнообязанных в учреждении образования и предоставление отчетов в военные комиссариаты, оказание помощи военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в военные учреждения образования;

          координация работы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и др.

         Руководитель по военно-патриотическому воспитанию имеет право вести учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка», который преподается в 10-11 классах учреждений общего среднего образования в количестве 1 час в неделю, проводить учебно-полевой сбор после 10 класса (учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка» и проведение учебно-полевого сбора предусмотрены 3 типовым учебным планом общего среднего образования и являются обязательными для всех учащихся), факультативные занятия военно-патриотической направленности, такие, как «Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества», осуществлять образовательный процесс в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля в объединениях по интересам или индивидуально с учетом возраста обучающихся (образовательные области программы военно-патриотического профиля - «Поисковики-исследователи» и «Подготовка к военной службе»).   

          Руководитель по военно-патриотическому воспитанию подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе. Заместителю директора по воспитательной работе необходимо включить вопросы рассмотрения деятельности работы по военно-патриотическому воспитанию в план контрольных мероприятий. В рамках учреждения образования руководитель по военно-патриотическому воспитанию взаимодействует с классными руководителями, педагогом-организатором, руководителем по физическому, учителями физической культуры и здоровья, руководителем музея учреждения образования (при наличии), а также по обеспечению безопасности с ответственным лицом по данному вопросу.

          Организация и планирование деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию осуществляется в соответствии с годовым планом работы учреждения образования, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., в которой определены основные республиканские мероприятия военно-патриотической направленности.

          К основным формам проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию можно отнести: уроки мужества, дни воинской славы, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая, благоустройство воинских захоронений и др.), встречи с ветеранами и оказание им шефской помощи, тематические экскурсии в музеи и воинские части, просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики, квест-игры, спортивно-массовые мероприятия (военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница», спартакиада допризывной молодежи) и иные патриотические проекты и конкурсы, в том чис.

         Воспитанию у учащихся готовности к выполнению обязанностей по защите Отечества будет способствовать участие в республиканских акциях и мероприятиях военно-патриотического характера, а также в 4 республиканской спартакиаде по программе зимнего и летнего многоборья «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь. Также в целях повышения эффективности воспитательной работы и проведения совместных мероприятий руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует наладить сотрудничество с воинскими частями, детскими и молодежными общественными объединениями (ОО «БРСМ», ОО «БРПО»), ДОСААФ, ветеранскими объединениями, патриотическими клубами.

          Руководителю по военно-патриотическому воспитанию при организации работы рекомендуется использовать потенциал музеев учреждений образования, туристско-краеведческой работы (экскурсии, походы по местам боевой славы), поисковой деятельности (сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников Великой Отечественной войны, сбор данных о ветеранах, проживающих на территории района, к которому относится учреждение образования, работа с архивными документами, шефство над солдатскими захоронениями и памятниками воинам и др.).

          При выборе методов и форм организации работы по военно-патриотическому воспитанию важно учитывать возрастные особенности, уровень физической подготовки, склонности и интересы учащихся, специфику и место расположения учреждения образования. Приоритетное внимание следует уделять использованию наиболее значимых, комплексных долговременных форм военно-патриотического воспитания, имеющих наибольшую эффективность в подготовке к военной службе (месячники оборонно-массовой работы, профильные лагеря военно-патриотической направленности, поисковая деятельность, работа с военно-патриотическими объединениями (клубами), военно-спортивные игры и др.).

           Профессиональная ориентация учащихся на осознанный выбор военной профессии может проводиться руководителем по военно-патриотическому воспитанию по следующим направлениям:

  1. Информирование – знакомство учащихся с военными и родственными им гражданскими профессиями, воинскими должностями и званиями, военной формой, требованиями к личностным качествам человека и др.; информирование учащихся о военных учебных заведениях Республики Беларусь (в том числе, организация для учащихся экскурсий в военные учебные заведения), требованиях к личностным качествам военнослужащего и особенностях подготовки к службе в Вооруженных Силах.
  2. Консультирование – рекомендация старшекласснику специальностей и учебных заведений с учетом его профессиональной направленности. При этом необходимо учитывать личностные особенности каждого ученика, его интересы и способности, наличие общей и военно-спортивной подготовки. Данную деятельность рекомендуется осуществлять совместно с педагогами-психологами.

           Повышению эффективности профориентационной работы и формированию у учащихся позитивного отношения к военной службе будет способствовать сотрудничество с воинскими частями, закрепленными за учреждениями образования на основе заключения официальных договоров. Оно предполагает организацию экскурсий в воинские части, проведение Дней открытых дверей, Дней призывника, организацию для учащихся встреч с военнослужащими, круглых столов, вечеров вопросов и ответов (для ознакомления учащихся с порядком прохождения воинской службы, поступления в военные учебные заведения) и обучение в них, совместное празднование Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Дня Победы, Дня Независимости Республики Беларусь, Дня памяти воинов-интернационалистов, других государственных праздников, праздничных дней и памятных дат, совместное проведение спортивных мероприятий.

         В рамках допризывной подготовки учащихся руководитель по военно-патриотическому воспитанию организует взаимодействие с представителями органов системы национальной безопасности (Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь) с целью решения следующих вопросов:   

        обеспечение средствами обучения и инвентарем, необходимым для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта и других мероприятий военно-патриотической направленности;   

        организация и проведение учебно-полевых сборов с учащимися 10 классов;

        организация оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля.

        Обращаем внимание, что специфика мероприятий военно-патриотической направленности и подготовки к военной службе, предполагающая действия в незнакомой обстановке, преодоление трудностей, использование особых навыков и умений, требует строгого соблюдения правил безопасности. Руководитель по военно- 6 патриотическому воспитанию является ответственным за соблюдение правил и норм безопасности.

        С целью приобщения обучающихся к соблюдению безопасности во время образовательного процесса и выполнению правил внутреннего распорядка учреждения образования руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует включиться в работу по неукоснительному выполнению требований пользования мобильными средствами связи в учреждениях общего среднего образования в соответствии с Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 14.03.2019 года №156 «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования». Рекомендуется запланировать различные мероприятия, направленные на воспитание культуры использования мобильных средств и минимизацию их вредного воздействия на растущий организм несовершеннолетних. Это могут быть встречи с медработниками, профилактические беседы, интерактивные игры, викторины, квесты с использованием потенциала информационных и классных часов.

свернуть

Должностная инструкция

РУКОВОДИТЕЛЬ ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Должностные обязанности.

(ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 29 июля 2020 г. № 69 Об утверждении выпуска 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих, занятых в образовании»)

 - Планирует, организует и осуществляет на основании учебно-программной документации образовательной программы и требований санитарных норм и правил, гигиенических нормативов воспитание учащихся по военно-патриотическому направлению в учреждениях образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования.

- Обеспечивает в учреждениях образования реализацию идеологии белорусского государства в области обеспечения военной безопасности, в части, касающейся гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи; формирование у юношей и девушек патриотического осознания и морально-психологических качеств, необходимых для защиты Отечества, а также обязательной подготовки граждан к военной службе; формирование у юношей и девушек необходимых знаний и умений для участия в республиканских военно-патриотических соревнованиях, мероприятиях.

- Принимает участие в реализации программ воспитания по военно-патриотическому направлению деятельности.

- Создает условия для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами обучающегося для продолжения обучения в учреждениях образования государственных органов системы обеспечения национальной безопасности.

- Обеспечивает строгое соблюдение требований и норм безопасности при организации образовательного процесса, при проведении занятий по допризывной подготовке и несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время их проведения.

- Изучает и внедряет передовые формы и методы военно-патриотического воспитания, организации и проведения мероприятий по данному направлению.

- Внедряет в практику работы учреждения образования новые формы работы с обучающимися по военно-патриотическому воспитанию.

- Анализирует эффективность образовательных программ и программ воспитательной работы учреждений образования в части военно-патриотического воспитания обучающихся.

- Координирует вопросы, касающиеся организации допризывной подготовки с учащимися учреждения общего среднего образования, в том числе взаимодействие с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр) учреждений высшего образования и других, с целью повышения престижа военной службы среди учащейся молодежи.

- Взаимодействует с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр) учреждений высшего образования по организации проведения учебно-полевых сборов с учащимися, оздоровительных лагерей военно-патриотической направленности.

- Взаимодействует с заинтересованными учреждениями и организациями в вопросах военно-патриотического воспитания учащихся.

- Оказывает помощь военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в учреждения образования государственных органов системы обеспечения национальной безопасности, проводит соответствующую организационно-педагогическую работу.

- Ведет учет военнообязанных в учреждении образования и представляет соответствующие отчеты в военные комиссариаты. Участвует в обеспечении образовательного процесса при проведении занятий по военно-патриотическому воспитанию необходимым оборудованием и инвентарем.

- Взаимодействует с представителями органов системы национальной безопасности по обеспечению инвентарем и средствами обучения, необходимыми для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка».

- Ведет учет, надлежащее хранение и сохранность учебного оборудования и инвентаря.

-Организует подготовку команд обучающихся и обеспечивает их участие в соревнованиях, конкурсах, мероприятиях военно-патриотической направленности, в том числе совместно с руководителем физического воспитания осуществляет подготовку учащихся к участию в республиканской олимпиаде по программе зимнего и летнего многоборья «Защитники Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь.

- Осуществляет контроль требований по охране труда; правил пожарной безопасности в местах проведения занятий, мероприятий при реализации образовательных программ и программ воспитательной работы учреждений образования.

- Участвует в работе совета (педагогического совета), методических объединений, семинаров, конференций. Постоянно повышает свой профессиональный уровень.

Должен знать: Кодекс Республики Беларусь об образовании; Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе»; иные нормативные правовые акты, учебно-методическую документацию по вопросам функционирования и развития системы образования, правам ребенка; программно-планирующую документацию по военно-патриотическому направлению деятельности; современные образовательные технологии; основы педагогики и психологии, теории и методики воспитания; правила охраны жизни и здоровья детей; требования к мерам безопасности; санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы образовательного процесса; правила оказания первой помощи; основы законодательства о труде; требования по охране труда; правила пожарной безопасности.

Квалификационные требования. Высшее образование, соответствующее педагогической деятельности, и опыт военной службы в Вооруженных силах Республики Беларусь или в других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь или освоение программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования, или высшее образование Национальный правовой Интернетпортал Республики Беларусь, 27.02.2021, 8/36368 54 и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и опыт службы в Вооруженных силах Республики Беларусь или в других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь или освоение программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования.

свернуть